Художественный музей Сочи

Центральный район

Художественный музей Сочи является одним из ведущих музеев Черноморского побережья Кавказа и самым молодым музеем.

Первоначально здание, в котором сейчас находится музей было административным – здесь располагалось Управление Уполномоченного ЦИК СССР. В 1972 году памятник советской архитектуры был отдан для создания Выставочного зала, который открыл двери для первых посетителей в октябре 1976 года. Помимо выставочной деятельности перед Сочинским Выставочным залом была поставлена задача создать собственное собрание произведений советского искусства. В 1988 году Выставочный зал получил статус музея.

Здание Художественного музея Сочи является памятником архитектуры федерального значения, которое было построено по проекту выдающегося российского зодчего Ивана Владиславовича Жолтовского в 1936 году в стиле «сталинский ампир». Основу собрания музея составили работы, которыми художники страны украшали залы сочинских здравниц, строившихся в 30-50 ее годы. Это произведенияизвестных художников Москвы и Ленинграда того периода: К. Богаевского, А. Куприна, И. Машкова, С. Герасимова, П. Кончаловского, И. Бродского и многих других. Позднее коллекция пополнилась за счет поступления работ из запасников Министерства Культуры СССР и РСФСР. Кроме того, картины приобретались в художественных салонах Москвы и у частных владельцев.  К ним относятся произведения И. Айвазовского, В. Каменева, Н. Сверчкова, А. Боголюбова, В. Поленова, поступившие в фонд музея в середине 80-х годов.

Министерство культуры РСФСР способствовало появлению в собрании многообразной и цельной по составу коллекции декоративно-прикладного искусства. Гжельский фарфор, глиняная игрушка, лаковая миниатюра, жостовский поднос, вышивка, кружево, шитье – все эти предметы постоянно сопутствуют музейным выставкам. Целыми собраниями были закуплены у авторов и их наследников графические работы. В фондах музея хранятся коллекции замечательных художников-графиков: В. Фаворского, В. Федяевской, Ф. Константинова, Ф. Платова, Л. Гуревич, Т. Рейн, Г. Ратнера.

Современную  живопись в собрании Художественного музея наиболее ярко представляют картины художников 70-90-х годов: Д. Жилинского, Н. Андронова, П. Оссовского, Н. Нестеровой, И. Старженецкой и многих других выдающихся российских живописцев.

Гордостью Сочинского художественного музея является недавно сформированная коллекция античного декоративно-прикладного искусства и оружия. История ее появления  напрямую связана с традицией «черных копателей».

В 1997 году сочинской Федеральной службой безопасности в музей были переданы на хранение предметы, добытые при грабительских раскопках в верховьях реки Мзымты (Адлерский район). После длительной реставрации, проведенной сотрудниками Государственного Эрмитажа, и благодаря спонсорской помощи Министерства культуры Греции серебряная часть клада предстала во всей своей красе и уникальности в одном из залов музея.

Тематическая выставка «Православная икона и церковная атрибутика» из собрания музея вызывает постоянный интерес у зрителя, что представляется вполне обоснованным.

Коллекция икон Сочинского художественного музей невелика по количеству, но достойно вводит посетителя в мир иконописи, показывая основные иконографические типы изображения Христа, Богоматери и святых. Одной из самых ранних по времени создания в музейной коллекции считается икона Богоматери Знамения Курской, относящаяся к. XVIII – нач.XIX века. Некоторый архаизм письма свидетельствует, что это произведение одной из провинциальных иконописных мастерских. Иконы Козельщанской Богоматери и Валаамской Богоматери указывают на стремление их создателей соединить традиционные иконописные приемы изображения с технологией академической живописи. Этот синтез ярко проявился в иконе «Поклонение волхвов», приписываемой мастерам московской школы. Важным дополнением к коллекции икон стали вошедшие в ее состав иконы так называемой Кубанской школы и работ сочинских художников этого вида искусства.

Основой выставочной деятельности музея является постоянная экспозиция «Русская живопись и графика XVIII – XXI вв.»  которая в исторической последовательности представляет эволюцию русского искусства с середины XVIII века до наших дней. Русская академическая живопись рубежа XIX-XX веков иллюстрируется произведениями замечательных пейзажистов: И. Айвазовского, Л. Лагорио, М. Клодта, И. Шишкина, В. Поленова, К. Богаевского и др. Их объединяет академическое мастерство живописи, высокая интонация, уводящая за пределы обыденного восприятия реальности. Московская школа живописи представлена произведениями импрессионизма и постимпрессионизма, начиная от одного из родоначальников импрессионизма в русском искусстве – А. Архипова и до художников-сезаннистов, основателей художественного объединения «Бубновый валет» - И. Машкова, А. Куприна и П. Кончаловского. Последний зал экспозиции представляет диапазон искусства с 40 гг. XX века и вплоть до современности.

Значительную часть коллекции музея составляют произведения графического искусства – это свыше 2700 единиц хранения XIX-XX веков. Тысячи листов оригинальной и тиражированной графики рассказывают об истории этого вида русского искусства. В коллекции присутствуют все жанры, виды и техники графики, представленной десятками крупнейших имен, - рисунок, акварель, гравюра, литография, иллюстрация, сатира и плакат. Выдающимся мастером классической гравюры является С. Галактионов. Он одним из первых начал в России работать в технике литографии, а затем стал самым известным офортистом первой половины XIX века. В коллекции музея находится его работа «Вид Марли и Золотой горы со стороны Парнаса в Петергофе». Одно из центральных мест в графической коллекции музея занимает рисунок. В этой технике исполнены работы замечательных мастеров эпохи русского модерна: В. Серова и Б. Кустодиева. В ряду русских рисовальщиков конца XIX -нач.XX века Валентину Серову принадлежит пальма первенства. Лист В. Серова «Женский портрет» относится к последнему периоду творчества мастера, когда его рисунок приобрел исключительную виртуозность, отточенность, лаконизм. Художественное своеобразие и индивидуальный стилистический почерк Б. Кустодиева в полной мере проявляется в нескольких рисунках сочинского собрания.

Графическая часть собрания музея дает редкую возможность проследить путь пройденный за полтора столетия дореволюционной отечественной графикой и оценить вклад, внесенный коллективом художников, которые творили свое искусство в советский и постсоветский периоды XX-XXI вв. Подтверждением этих слов может быть последнее поступление в коллекцию музея в виде авторской литографии современного всемирно известного художника Михаила Шемякина «Зимняя олимпиада». Произведение выполнено в характерной для художника манере, сочетающей виртуозный рисунок и сюрреалистическую игру формы. Это дар главы города Сочи В.В. Колодяжного.

Сегодня Художественный музей Сочи располагает крупнейшей коллекцией на Черноморском побережье Кавказа, насчитывающей более пяти тысяч единиц хранения и  представляет изобразительное искусство разных исторических периодов от античности до наших дней.